Как правильно армировать ростверк свайного фундамента
Несмотря на то, что свайно-ростверковые фундаменты пользуются популярностью среди застройщиков, это специфическая конструкция основания. Расчет такого основания сделать самостоятельно очень сложно, для этого нужно подключать специалистов, которые имеют опыт работы в этой сфере, а также умеют создавать грамотный чертеж основания с четкими данными о типе ростверка, размеру и материалу свай, а также расстоянии между конструктивными элементами.
Существует несколько популярных видов фундаментов с ростверком: ленточный, плитный и свайный. Все они отличаются конструкцией, несущими характеристиками и прочностью, используются на различных типах грунтов, поэтому и схема их монтажа существенно отличается. Но единственный элемент, который обеспечивает максимальную несущую нагрузку на
Схема армирования свайного ростверка.
основание такого типа – это правильное армирование. И оно должно обязательно быть указано в чертеже, также должен быть произведен расчет арматуры, ее длины и толщины, а также способа соединения прутьев. Соответственно, весь процесс армирования нужно выполнять строго по чертежу, соблюдать все расчеты, чтобы потом фундамент не разрушился через несоблюдение технологии.
Армирование плитного и монолитного ростверка
Типичная схема армирования такого типа оснований
Если нужно сделать армирование монолитного ростверка, тогда укладка горизонтальных поясов делается в два отдельных ряда при расстоянии в 20-30 см. Между поясами нужно предусмотреть продольные линии связи с проволоки или арматуры, места соединения соединить болтовыми зажимами, сварку использовать не рекомендуется через деформацию стали.
При расчете арматуры берется во внимание количество горизонтальных поясов, а также наличие вертикальных соединительных групп.
Как правило, вертикали устанавливают с шагом в 20 см, но это правило иногда обходят за счет использования более мощной проволоки.
В схеме армирования монолитного ростверка всегда предусматриваются такие пояса. Каркас делается пространственным, тут используются вертикальные пучки нарезанной арматуры, но длину подбирают только такую, чтобы прутья не выступали за пределы ростверка.
Как правило, вертикальные стержни соединяются с горизонтальным поясом также гибкой проволокой. Армирование будет завершено, когда будут уложены и соединены между собой все стержни и тщательно защищен нижний слой. Если все правила и рекомендации соблюдены правильно, тогда можно начинать заливку ростверка бетонным раствором.
Армирование ленточного ростверка
Принципиальная схема устройства фундамента
Схема армирования ленточного ростверка практически не отличается от монолитного, ведь такие основания похожи между собой. Единственное отличие – так монолитный имеет единую армированную плиту под периметром целого здания. А ленточный сооружается по периметру только несущих стен и там армируется. Соответственно, при расчете армирования ленточного фундамента учитывается меньшее количество арматуры, а также используемого бетонного раствора. Единственное отличие – это способ установки опалубки, ведь это двухсторонняя защитная плоскость, которая существенно ограничивает возможности доступа к арматуре. Армирование ленточного ростверка также делается только способом соединения вязальной проволокой, сварка недопустима.
При разработке чертежа армирования ленточного ростверка сразу учитывается полное отсутствие провисания прутьев, а также вертикальные армирующие пучки. Тем более, что во время заливки бетоном все прутья должны стоять именно в тех местах, где это указано на схеме. Любые смещения недопустимы, поэтому соединение должно быть жестким.
Единственное различие между ленточным и монолитным ростверком, это способ армирования. В монолитной конструкции соединяются все оголовки, а в ленточной – только соседние конструкции, поэтому расчет ленточного основания выходит дешевле.
Особенности выполнения работ
Ключевая проблема, какая возникает при расчете и строительстве фундамента – это неправильный выбор сечения самого ростверка. Нужно всегда учитывать наличие воздушной подушки под плоскостью ростверка, вариант как на рисунке категорически запрещается делать.
Также некоторые проектировщики, особенно без опыта, могут в схеме совместить элементы плитной и ленточной конструкции. Если зимой возникнет вспучивание почвы, тогда лента фундамента поднимется, а плиты не будут давать это сделать. В результате случится разрыв свай и быстрое разрушение основания.
Если нужно сделать расчет поперечного сечения ростверка и размера свай, тогда нужно сначала разработать проект дома со спецификациями несущих стен и перекрытий. За счет этих данных проводится расчет допустимых нагрузок на будущее основание, подбирается тип заводский свайных элементов и уже затем подбирается толщина плиты ростверка.
Если выбор остановлен на ленточном типе основания, тогда толщина ростверка соответствует толщине несущих стен или может быть немного больше за счет утепления и декоративного оформления. Если такое основание строится на площадке с природным уклоном, тогда сразу подбираются сваи различной длины.
В некоторых случаях уклон площадки слишком большой. В таких случаях использовать сваи очень большой длины не рекомендуется, ведь возможно возникновение горизонтальных разрывов даже посередине сваи. В таких случаях строят ступенчатый фундамент. В такой конструкции предусмотрено углубление опорных стержней на глубину до 25 см, а опора вводится на 5-7 см. при выборе ступеней также определяются сразу с толщиной кладки стены, а также места расположения опор. Тут нужно помнить, что края ступеней не должны опираться на опоры. Поэтому сваи устанавливаются полностью в свободном порядке. Арматура устанавливается на одной плоскости со зданием, также расположение ее должно быть в самих ступенях, а соединение гибкое без элементов сварки.
Армирование плитного фундамента
При расчете необходимого количества арматуры, нужно воспользоваться типом и формой будущего основания. Эти характеристики железобетонной основы можно получить, определившись из будущей нагрузкой на фундамент и несущими характеристиками почвы. Тут часто используются ребристые прутья в горизонтальных и вертикальных поясах, это арматура класса А3 с толщиной 10 мм. Но при обустройстве армирующих поясов можно использовать прутья и большей толщины. Ведь чем они толще, тем фундамент получится прочнее. Также проектировщик при расчете должен учесть особенности почвы, тип будущего здания,его высотность и периметр. Если грунт плотный, то степень деформации основания будет меньшей. Если же почва рыхлая, тогда в сваях и в ростверке нужно применять арматуру с диаметром 14-66 мм, или даже большую. А шаг сетки для всех типов армирования составляет 20 см.
Армирование ростверка свайного фундамента: чертеж, расчет, схема. Как правильно подготовить участок под возведения фундамента. Особенности армирования свайного фундамента.
Источник: fundamentclub.ru
[content-egg module=GdeSlon template=compare]
Армирование ростверка свайного фундамента
Основание на сваях является универсальной конструкцией для постройки малоэтажных зданий из дерева, кирпича, пенобетона и газобетона на любых видах почвы. Данные базисы применяют для возведения и других застроек, например, заборов. Устойчивость свайных основ во многом зависит от правильно выполненной обвязки, поэтому армирование ростверка свайного фундамента считается одним из самых важных этапов при его возведении.
Армирование обвязки – виды и функции
Обвязка являет собой ленточный каркас, который соединяет между собой сваи, стоящие на расстоянии друг от друга. Она выступает в роли опорной платформы, на которой устраиваются сены строения. Благодаря ростверку нагрузка от здания равномерно распределяется на опоры, обеспечивая им стойкость.
Существует три вида ростверка:
- Стальной – изготавливается из швеллера или двутавра;
- Деревянный – из обычного или клееного бруса;
- Железобетонный (монолитный).
Именно третий вид обвязки, используемый при постройке массивных зданий, требует выполнения армирования.
Укрепление железобетонной обвязки арматурными стержнями необходимо, так как бетону, при том, что он является достаточно устойчивым материалом, характерны растяжения и низкое сопротивление нагрузке на изгиб. Арматурные сетки внутри ростверка принимают всю нагрузку на себя, защищая обвязку от деформации и эрозии, продлевая ей этим жизнь.
Материалы и расчеты
Армирование обвязки осуществляется посредством установки верхнего и нижнего поясов из арматурных прутьев по периметру ростверка. Пояса изготавливаются из стержней диаметром 1,4-1,6 см (лучше всего брать арматуру класса А3), соединяются они вертикальными и горизонтальными перемычками.
Перемычки, используемые для соединения, выполняют в виде:
- Отдельных арматурных прутов, приваренных к поясам. Остановившись на таком варианте, стоит помнить, что стержни-перемычки по типу и диаметру должны соответствовать стержням, используемым для создания поясов.
- Арматурных стержней, выгнутых в прямоугольные хомуты. Для данного типа перемычек стоит приобрести прутки класса А2, диаметр которых равняется 0,8-1 см. Материал из стеклопластика категорически не подойдет, так как он не гнется. Монтаж прямоугольных хомутов отличается трудоемкостью, но результат того стоит – благодаря минимальному количеству сварки конструкция получается более прочной и долговечной.
Расчет материалов для армирования ростверка свайного фундамента – очень важная, но достаточно непростая процедура. Чтобы ее облегчить, специалисты рекомендуют обратиться к положениям строительных норм и правил, согласно которым при устройстве каркаса:
- В поясах используется от 4 стержней, максимальное расстояние между которыми должно равняться 10 см;
- Максимальное расстояние между вертикальными перемычками может быть 40 см;
- Расстояние между горизонтальными перемычками должно составлять от 20 см до 30 см;
- Минимальная толщина защитного пласта бетонной смеси, отвечающего за перераспределение веса на обвязку и защищающего арматуру от влаги, обязана равняться 5 см.
Выполнение армирования обвязки
Укладка арматуры производится после того, как была завершена работа над предыдущими этапами возведения свайного основания, среди которых установка свай, их обрезка и монтаж опалубки. Если внутри готовой опалубки выступают арматурные каркасы свай, высота которых равна сечению ростверка, можно приступать к армированию обвязки. На всякий случай перед началом армирования ростверка свайного фундамента стоит еще раз перепроверить чертеж и свериться с проектом.
Собирая каркас, прутья можно соединять сваркой или связывать при помощи проволоки. Сварка лишает армирование эластичности, поэтому считается, что она пагубно влияет на качество готового ростверка. При этом сварку часто используют при возведении многоэтажных зданий, так что опасения неоправданные.
Армирование производиться в несколько шагов:
- К прутьям арматуры, выступающим из свай, приваривают или привязывают (в зависимости от предпочтений мастера) горизонтальные стержни. Минимальная высота, которую стоит отступить от дна опалубки, должна быть 5 см.
- На стержнях с выбранным шагом размещают и приваривают прутья нижнего пояса.
- В местах между опорами ставятся соединяющие перемычки – заранее изогнутые хомуты прямоугольной формы.
- На внешних гранях прямоугольных хомутов закрепляют детали верхнего арматурного пояса.
- Углы и участки прилегания недопустимо армировать перегнутыми прутами. В таких местах укладывают цельные прутья Г-образной или П-образной формы.
- Готовый каркас заливают бетоном.
Армирование обвязки свайного базиса – это серьезная инвестиция в надежность будущего здания. Именно армирование добавляет конструкции прочности и усиливает ее стойкость к нагрузкам. Стоит помнить, что перед укладкой арматуры нужно сделать точные расчеты, изучить технологию монтажа и только после этого браться за работу.
Устойчивость свайных основ во многом зависит от правильно выполненной обвязки, поэтому армирование ростверка свайного фундамента считается одним из самых важных этапов при его возведении.
Источник: stroimtovarishi.ru
[content-egg module=GdeSlon template=compare]
Станьте первым!